?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Въ послѣднїе дни разгорѣлись споры относительно проблемы стараго обряда въ нашей Ц~ркви. Чтецомъ Георгїемъ Юнгеровымъ былъ опубликованъ его вопросъ митр. Серафиму съ отвѣтомъ на него. Поскольку соотвѣтствующая запись въ Ж.Ж. Георгїя удалена, процитирую эти тексты:

Вопросъ: «Как Вы относитесь к факту перехода некоторых наших верующих на старый обряд? Известно, что эта тема актуальна для нас с 2007 г., и постоянно тревожит верующих разных областей. Но, что печально, часто по причине перехода наших верующих на старый обряд производятся смуты. Это связано и с тем, что при этом зачастую унижается и новый обряд, который признается «неточным», «несовершенным» (к тому же, часто этот переход обусловлен сомнениями относительно синодального наследия Российской Церкви). Не следует ли запретить прихожанам новообрядных общин переход на старый обряд (во избежание смут) и оставить пока эту возможность только для тех людей, которые изначально прихо-дят в Церковь с этим обрядом (т.е. обращены из старообрядцев или единоверцев)?»

Отвѣтъ: «Возникшая проблема, связанная с сочувствием некоторых верующих старообрядчеству, до сей поры существовала лишь на уровне "обряда". То есть, кто-то крестился тремя перстами, а кто-то двумя, объясняя это большей "правильностью". Но теперь убеждают, что необходимо и совсем перейти на старый обряд, а это, так или иначе, касается и догматической стороны вопроса. Ведь истовые старообрядцы часто сопротивляются не по внешней причине, например, касательно перстосложения, а именно догматической, что, "неверно" складывая персты, человек, тем самым, "неверно" прославляет Бога. Однако мы с подобным утверждением согласиться не можем.

Лучшими примирителями в сложившемся вопросе, являются для нас даже не богословски образованные люди, нередко находящие для себя удовольствие в богословских "поединках", но, прежде всего, русские святые (до и после раскола), коих мы почитаем и прославляем. Ни один из прославленных святых пост-никоновского периода (прп. Серафим Саровский, прп. отцы оптинские, св. праведный Иоанн Кронштадтский и др.) не видел принципиальной и серьезной проблемы в том, что Церковь живет по пореформенным книгам и обрядам. Святые говорили, прежде всего, о духовной жизни человека, о "стяжании Духа Святого" и, некоторые из них, написали на эту тему немало полезных трудов. Но если бы в церковных книгах, как утверждают, находились серьезные ошибки или "канонические опечатки", посягающие на святые догматы, разве не увидели бы они этого и не рассудили, что это необходимо исправить, дабы сохранить организм Св. Церкви в целости и не допустить смущения верующих.

Если же кто из верующих настаивает на том, что креститься нужно двумя перстами, а не тремя, то пусть он крестится, но при условии, что не будет склонять к этому других. Мнения же о том, что "по старым книгам" понятнее или, что они правильнее, относятся к частным мнениям и совести каждого верующего в отдельности; такое мнение не может и не должно становиться мнением всей Церк-ви».

Выскажу свои мысли по этому поводу.

Митр. Серафимъ, или, если быть точнымъ, его референтъ ошибочно называетъ существующую проблему «сочувствїемъ нѣкоторыхъ вѣрующихъ старообрядчеству». На самомъ дѣлѣ рѣчь идётъ не о старообрядчествѣ (религїозномъ теченїи), а о старомъ обрядѣ и старыхъ книгахъ какъ таковыхъ.

Въ остальномъ его видѣнїе проблемы просто невразумительно: неясно, что означаетъ фраза «совсемъ перейти на старый обрядъ». Если это предполагаетъ исполненїе стараго обряда во всей полнотѣ его отличїй отъ новаго, а не только въ вопросѣ о перстосложенїи, то почему это должно непремѣнно «касаться и догматической стороны вопроса»? При желанїи, какъ показываетъ самъ митр. Серафимъ, можно и разности въ перстосложенїи усваивать догматическїй смыслъ. Точно такъ же ни пѣнїе знаменнымъ роспѣвомъ, ни моленїе передъ каноническими иконами, ни даже чтенїе по богослужебнымъ книгамъ дониконовской редакцїи совсемъ не обязательно связаны съ обвиненїемъ новообрядцевъ въ ереси. Такъ что страхи передъ полнымъ соблюденїемъ стараго обряда неосновательны.

Вообще, обвиненїе новообрядчества какъ такового въ ереси подводитъ обвинителя къ самостоятельному уходу изъ Ц~ркви. Складывается впечатлѣнїе, что митрополитъ Серафимъ опасается какой-то странной двуличности своихъ пасомыхъ. Но что касается «сомнѣнїй относительно сѵнодальнаго наслѣдїя Россїйской Ц~ркви» (о нихъ пишетъ чтецъ Георгїй), оправданности коихъ не можетъ не видѣть только слѣпой, то онѣ существуютъ только какъ здоровая критика церковныхъ нестроенїй, упадка. Даже и указанїе на ошибки въ новыхъ книгахъ – вполнѣ за-конное дѣло, и вѣсомость этихъ указанїй зависитъ всё же отъ богословской аргументацїи, а не отъ молчанїя того или иного с~того.

Съ одной стороны, странно, почему митр. Серафимъ рѣшилъ «канонизировать» правильность позднѣйшей редакцїи богослужебныхъ книгъ, но, съ другой стороны, именно сейчасъ никто и не предлагаетъ на всецерковномъ уровнѣ рѣшать этотъ вопросъ. Человѣкъ, предлагавшїй это, отъ насъ какъ разъ отошёлъ. Время жаркихъ споровъ о старомъ обрядѣ прошло ещё раньше, съ уходомъ Г. Стерлиго-ва. Рядъ членовъ одной изъ общинъ, кромѣ того, что сами отказались отъ желанїя молиться по старымъ книгамъ, мѣняютъ мѣсто жительства. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОИЗОШЛО ИМЕННО «ТЕПЕРЬ»? Къ примѣру, со стороны Д. Капустина уже посыпались предположенїя: кто-то «приходитъ и съ порога заявляетъ: "вотъ пришёлъ Никонъ и всю святую службу испортилъ, надо служить по-старому, а не по-унїатски" и т. п.», кто-то «настаиваетъ на томъ, что “обряды” являются вопросомъ вѣры, порицая при этомъ принятыя Ц~рковью чинопослѣдованїя». Однако по-добныхъ заявленїй у насъ никто не дѣлаетъ. По всей видимости, дѣло лучше извѣстно чтецу Георгїю Юнгерову, указавшему въ своёмъ вопросѣ на будто бы имѣющее мѣсто «униженїе» новаго обряда нами, православными старообрядцами. Полагаю, что для рѣшенїя проблемы прежде всего слѣдовало бы конкретизировать это утвержденїе, а потомъ уже, разобравшись съ конкретными фактами, переходить къ вопросу общихъ мѣръ. Хотѣлось бы узнать отъ иницїатора дискуссїи, чтеца Георгїя, отъ самого митрополита Серафима, отъ активно под-ключившагося къ обсужденїю Дмитрїя Капустина, каковы основанїя ихъ опасенїй.

Радуетъ, что митрополитъ Серафимъ не поддался предложенїю чтеца Георгїя о запретѣ свободнаго перехода на старый обрядъ, вѣдь это само совершенно очевидно провоцировало бы смуту. Странно, однако, что онъ всецѣло связываетъ опасность «смутъ» съ приверженцами только стараго обряда. Но таковая опасность можетъ быть вызвана и нездоровымъ отношенїемъ части самихъ новооб-рядцевъ къ старому обряду (и это действительно актуально!). Было бы естественнѣе, если бы архипастырь призывалъ ко взаимному уваженїю и терпи-мости.

Особое недоумѣнїе вызываетъ совершенно непрїемлемо звучащая фраза объ условїи «не склонять къ этому другихъ». Что именно хотѣлъ бы запретить пасо-мымъ митр. Серафимъ, неясно: неужели всякое слово о достоинствахъ стараго об-ряда?

Въ заключенїи этого невнятнаго отвѣта вновь почему-то говорится только о двуперстномъ крестномъ знаменїи, какъ будто большаго для нынешнихъ единовѣрцевъ не предполагается. А по крайней мѣрѣ одна проблема въ этомъ отношенїи действительно имѣется: совершенїе Таинства Кр~щенїя по старому чину, въ которомъ митрополитъ Серафимъ, въ отсутствїе единовѣрческаго священ-ника, пока необоснованно отказываетъ всѣмъ приходящимъ къ нему сторонникамъ стараго обряда.

Остаётся надѣяться, что митр. Серафимъ сумѣетъ разсѣять недоумѣнїя, возникшїя относительно его публичнаго отвѣта чтецу Георгїю, и ясно исповѣдуетъ равночестность стараго и новаго обрядовъ.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
az_greshny
Aug. 17th, 2010 07:38 pm (UTC)
Насколько я понялъ, слова "совѣмъ перейти" означаютъ "всей Церкви перейти", т. е., вообще исключить новый обрядъ.
murmanec
Aug. 17th, 2010 07:59 pm (UTC)
странно
Видите ли, ни я, ни вообще кто-либо у насъ за это и не ратуетъ… вся эта кампанїя абсурдна и провокацїонна
Re: странно - az_greshny - Aug. 17th, 2010 08:04 pm (UTC) - Expand
Re: странно - murmanec - Aug. 17th, 2010 08:20 pm (UTC) - Expand
Re: странно - yungerov_yuriy - Aug. 18th, 2010 06:59 am (UTC) - Expand
Re: странно - az_greshny - Aug. 18th, 2010 08:57 am (UTC) - Expand
о разъясненiи - murmanec - Aug. 18th, 2010 09:50 am (UTC) - Expand
Re: о разъясненiи - yungerov_yuriy - Aug. 18th, 2010 10:02 am (UTC) - Expand
Re: о разъясненiи - dmitri_kapustin - Aug. 18th, 2010 10:45 am (UTC) - Expand
Re: о разъясненiи - murmanec - Aug. 18th, 2010 03:26 pm (UTC) - Expand
Re: о разъясненiи - dmitri_kapustin - Aug. 18th, 2010 03:30 pm (UTC) - Expand
Re: странно - staroobrad - Aug. 18th, 2010 11:11 am (UTC) - Expand
Re: странно - kin_grust - Aug. 18th, 2010 11:48 am (UTC) - Expand
Re: странно - kin_grust - Aug. 18th, 2010 11:48 am (UTC) - Expand
dmitri_kapustin
Aug. 18th, 2010 10:55 am (UTC)
Самая главная ошибка этого рассуждения - неразличение понятий "равночестность" и "допустимость употребления". В Церкви в разные времена в разных странах применялось огромное количество различных чинопоследований, и все они равночестны (если не содержат ересей и прочих существенных погрешностей). Но это отнюдь не означает уместность их употребления здесь и сейчас. В Церкви нет анархии, и в общественном богослужении необходимо следовать тем чинопоследованиям, которые указывает предстоятель. Исключение для старого обряда делалось только ради тех, кто изначально воспитан в старых обрядах.

Если же люди по своему произволу будут применять в общественном богослужении какие им вздумается чинопоследования, то получится неслыханный абсурд и беспорядок.
kin_grust
Aug. 18th, 2010 11:50 am (UTC)
---Если же люди по своему произволу будут применять в общественном богослужении какие им вздумается чинопоследования


а если люди по своему произволу будут шататься на службы в другие юрисдикции, произвола не будет? уж Вы определитесь, к какой церкви принадлежиите, для начала.
(Deleted comment)
kin_grust
Aug. 18th, 2010 06:08 pm (UTC)
И судя по всему - ясно по какой причине...
по какой же?
(Deleted comment)
murmanec
Aug. 19th, 2010 09:39 am (UTC)
Постъ я, по совѣту о. Андрея, всё же удалю. Но я не понимаю, чего Вы такъ волнуетесь по этому поводу. Въ своёмъ комментарїи я не вижу ничего неправильнаго, и готовъ отвѣчать за свои слова, не стирая ихъ. Владыка, если желаетъ внести какїя-либо коррективы въ свой отвѣтъ, имѣетъ возможность передать Георгїю и вашей общинѣ другой варїантъ для публикацїи.
(Deleted comment)
(no subject) - kin_grust - Aug. 19th, 2010 12:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dmitri_kapustin - Aug. 19th, 2010 12:47 pm (UTC) - Expand
kin_grust
Aug. 19th, 2010 12:16 pm (UTC)
---Роман, о.Андрей по настоянию владыки Серафима удалил

ложь. никаких указаний вл.Серафим священнику другой поместной церкви не давал. мы с ним общаемся каждый день и ничего подобного он не говорил.

(Deleted comment)
murmanec
Aug. 19th, 2010 03:50 pm (UTC)
Сегодня у меня, въ отличїе отъ барнаульскихъ склочниковъ, почти не было возможности быть въ Сѣти. Я не успѣлъ даже удалить запись, какъ хотѣлъ, а узнавъ, что владыка и не настаиваетъ на этомъ, передумалъ. Впрочѣмъ, она останется въ доступѣ только для «друзей», т.е. Вы её больше не увидите, какъ и хотѣли.
Терпѣть подобнаго тона въ своёмъ журналѣ я не намѣренъ: это первое и послѣднее предупрежденїе. А пока просто: пшёлъ вонъ.

neclud
Aug. 19th, 2010 03:45 pm (UTC)
Роман и Дарья, помоги Вам Бог!
murmanec
Aug. 19th, 2010 04:05 pm (UTC)
Благодарствуемъ на добромъ словѣ! Поклонъ Вамъ отъ насъ…
senokositel
Aug. 20th, 2010 05:47 am (UTC)
Присоединяюсь к другу neklud'у. Да хранит вас Господь, дорогие Роман и Дарья.
kin_grust
Aug. 20th, 2010 02:22 pm (UTC)
благодарю, от лица нас обоих (Рома сейчас на раскопках и в инете бывает нерегулярно)
( 32 comments — Leave a comment )